Рейтинговая система. Сущность, содержание и цели.

Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.

Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке.

Рейтинг - метод оценивания, или психологического измерения, основанного на суждениях компетентных судей.  (Б.Г. Ананьев)

Рейтинг студентов - метод упорядочивания студентов по занятым местам в зависимости от измеряемых  учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом. (В.С.Аванесов)

Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому студенту в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин. (М.П.Батура, Л.В.Ломако)

Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения.

Принят и такой термин - индивидуальный, кумулятивный индекс (т.е. индекс по сумме отметок).

В вузовской практике рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год и т.д.)

В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и отметку ее усвоения. В их числе:

1).             рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу студента и его результаты на экзамене ( зачете);

2).             совокупный семестровый рейтинг, отражающий успеваемость студента по всем предметам, изучаемым в данном семестре;

3).             заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;

4).             интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость студента в целом в течение какого-то периода обучения.

Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих учащихся.

Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний

1).             весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен.

2).             по окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний учащийся с оценкой в баллах.

3).             в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка. Учащиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100% могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).

На стадии подготовки к введению рейтинговой системы учитель и учащийся заключают договор о взаимных обязательствах. С этой целью разрабатывается бланк договора «Преподаватель – Учащийся», в котором указывается, какие права и обязанности берет на себя каждая из договаривающихся сторон. К договору прилагается карта «контрольных точек» (зачетный лист). Это главный документ рейтинговой оценки. В договоре оговариваются условия завершения обучения. Учащийся знает, при каких условиях он будет освобожден от экзамена или, наоборот, не допущен до него.

Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.

Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося учитель корректи­рует сроки, виды и этапы раз­личных форм контроля уров­ня работы учащегося, тем самым обеспечивает возмож­ность самоуправления обра­зовательной деятельностью.

Главная сложность при внедрении рейтинговой сис­темы контроля - значитель­ное увеличение временных затрат преподавателя на под­готовку к урокам и на допол­нительные занятия. Однако с приобретением опыта остро­та проблемы снижается.

Большую роль при работе по технологии индивидуаль­ного обучения играет учет. Из вышеизложенного ясно, что отметка теряет свой смысл, так как учащийся выби­рают свой уровень трудности. Все задачи и зачеты оцениваются по принципу: «сделано - не сделано» или «сдано - не сдано». Причем «не сделано» и «не сдано» не влечет за собой никаких орг­выводов. Двойки не имеют смысла, т.к. учащийся, не сдав­ший зачет, учит материал снова и сдает зачет по теме второй раз. В зависимости от индивидуальных особеннос­тей он может сдавать зачет целиком или по частям.

Важное значение приоб­ретает система контрольных работ, если учащийся выполнил контрольную работу, то пере­ходит к изучению следующей темы, если нет, ему предсто­ит выполнение индивидуаль­ных заданий по этой теме. А также предстоит сдача зачета повторно, целиком или час­тично, в зависимости от того, какую часть контрольной работы он сделал.

Учащиеся очень быстро убеждаются в бесполезности списывания, и по­вторное выполнение контрольной работы бывает только на младших ступенях. Уровень контрольной работы одинаков для всех и соответствует уровню «3». В нашем понимании контрольная работа - это необходимый минимум, который каждый учащийся обязан знать по теме.

ЛИТЕРАТУРА

reiting.rar

РЕЙТИНГ ПО ХИМИИ

Occenka_osnovnyh_vidov_rabot_po_himii.doc
РЕЙТИНГ ПО БИОЛОГИИ

Occenka_osnovnyh_vidov_rabot_po_biologii.doc

© himiy32

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz